Межпредметная интеграция на уроках физики (физика и химия 8 класс) Автор: учитель физики Братушка Алла Даниловна

Настроить размер шрифта для слабовидящих:[ A+ ] /[ A- ]

Среди многих идей, которые направлены на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых, на мой взгляд, — идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Для иллюстрации одного из возможных подходов развития познавательного интереса, для того, чтобы ученик взглянул на физику с другой точки зрения, возможно, применил свои знания на практике, раскрыл, может быть, скрытые свои возможности — творческие домашние задания, соединение знаний по нескольким предметам.

Реализация межпредметных связей позволяет расширить знания учащихся по предметам, способствуют повышению научного уровня знаний, развитию логического мышления и творческих способностей. В данном случае имеет место развитие сопутствующих межпредметных связей, т.е. рассматриваются законы и и величины одновременно изучаемые как по физике, так и по химии – металлы. Химия влияет на физику, пожалуй, сильнее, чем любые другие науки. На заре своего развития она играла важную роль в становлении физики, эти науки взаимодействуют очень сильно: химия изучает строения металлов, а физика формулирует законы, по которым металлы взаимодействуют с окружающей средой; объяснение системы Менделеева возможно только с опорой на теорию строения атома, т.е. на физическую теорию, а теория атомного строения вещества получила основательное подтверждение в химических опытах и т.д.

Стандартное домашнее задание по окончании темы можно сделать нескучным, привлекательным. На такое домашнее задание отводится 2 недели, в течение которых ученик может советоваться как с учителем, может высылать на электронную почту или оставлять сообщения на «Персональном сайте учителя физики Братушки Аллы Даниловны», варианты выполнения своей работы, чтобы узнать возможные ошибки. Вся работа нацелена на получение только положительной оценки.

 После окончания темы «Тепловые явления. Агрегатные превращения веществ» ученикам 8 класса предлагается выполнить творческое домашнее задание: самостоятельно составить и решить задачу о свойствах металлов (ученик выбирает самостоятельно понравившийся ему металл), построить график зависимости изменения количества теплоты от температуры, предварив ее информацией о химических свойствах металлов, интересных и занимательных фактах о металлах. Чтобы найти интересную информацию о металлах ученикам необходимо будет использовать дополнительные источники информации помимо учебника химии и физики, такие как энциклопедии, справочники, интернетресурсы. Для решения задачи обязательно необходимы табличные значения тепловых свойств металлов, такие как температура кипения, плавления и т.д. В таблицах тепловых свойств металлов  присутствуют не все металлы, представленные в таблице Д.И. Менделеева, а ученики, порой выбирают нестандартные металлы для задач, например полоний. Узнать о свойствах полония можно лишь в справочниках или в интернетресурсах, т.к. в курсе физики и химии этот металл не изучается. Удельная теплоемкость полония – 59700 Дж/кг оС, удельная теплота парообразования – 480000 Дж/кг, температура плавления равна 2460С, а температура кипения равна 9620С – информация получена из «Популярной библиотеки химических элементов»  М., «Наука», 1983г. Задачи ученики составляют и решают по уровням сложности, этот факт учитывается при выставлении оценки. За основу деления задач по уровню сложности берутся следующие критерии:

  • задачи на уровень «3» — задачи без фазового перехода, т.е. охлаждение или нагревание металла;
  • задачи на уровень «4» — задачи с фазовым переходом, задачи с участием нескольких тел, задачи на теплообмен;
  • задачи на уровень «5» — задачи на КПД, на уравнение теплового баланса, наличие построения графиков тепловых процессов.

Оформление решения задачи необходимо выполнить в соответствии с требованиями, предъявляемыми при оформлении текстовых задач, проверяемых экспертами  на экзаменах уровня «С», т.е. ученики еще раз закрепляют алгоритм оформления задачи.

 

Предлагаю пример выполненного домашнего задания
учеником 8 «В» класса Крыловым А.

Учитель физики Братушка Алла Даниловна.

 

photophotophoto