Методическая система учителя Журавлевой Н. И.

Настроить размер шрифта для слабовидящих:[ A+ ] /[ A- ]

В настоящее время в нашей школе мы стремимся обеспечить всестороннее развитие способностей ученика. В этой связи обучение английскому языку рассматривается как условие для самоопределения и саморазвития учащегося, «входящего в мир культуры». Я вижу свою главную задачу в гармоничном и полном раскрытии способностей ребенка. Передо мной как перед учителем стоит задача овладения современными педагогическими технологиями и применения этих технологий в образовательном процессе, с тем чтобы помочь ученику достичь наибольшего успеха.
Обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода, ведь при личной заинтересованности поддерживать общение и выполнять заданное намного легче, чем в принудительном порядке. Личностно-ориентированный подход – это обучение с радостью и осознание необходимости общения на иностранном языке. Это средство выражения его сугубо индивидуальных чувств, эмоций, взглядов и т.д.
Любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным, т.е. исходить как бы из внутреннего «Я». Для достижения целей обучения, намеченных современной программой, для развития коммуникативной компетенции учащихся общение просто необходимо.
Чтобы моя учительская миссия была успешной, мною была разработана методическая система. Она включает в себя инновационные технологии, которые, как известно, сочетают в себе традиционные и современные методы обучения, поскольку такой синтез позволяет успешнее реализовать задачу развития личности учащегося, его творческую способность и социокультурную компетенцию, его умение понять другого, быть толерантным.
Мои ученики приняли участие в пилотировании новых УМК «Enterprise». Каждый раздел учебника предусматривает создание проекта, поэтому я и обратилась к проектной методике. Данная методика развивает самостоятельное мышление учащихся, учит не просто запоминать и воспроизводить полученные знания, а применять их на практике, обладает высокой коммуникативностью, создает прочную языковую базу. Более того, проектная методика дает возможность использовать различные формы работы – от индивидуальной до групповой, увеличивая таким образом объем практических и творческих работ поискового и исследовательского характера и автоматически включает в себя интегрированные, игровые и компьютерные методики.
Стремительное развитие цивилизации и технических средств коммуникации позволяет сделать предположение, что через несколько лет соотношение и электронных учебных изданий значительно изменится в пользу последних.
Наибольший плацдарм для использования учебных интернет-ресурсов дает профильное обучение и элективные курсы. Элективный курс для учащихся 10-11 классов «Подготовка к ЕГЭ» направлен на профильную специализацию учащихся.
Курс имеет полное методическое обеспечение, включая проектную деятельность учащихся. Свои проекты учащиеся различных степеней обучения представляют в виде мультимедийных-выступлений, т.е. выступлений с опорой на мультимедиа-презентацию. Презентации, созданные учениками к проектам по различным темам, используются на уроках, например, серия презентаций, посвященная теме спорта «История олимпийских игр», «Спорт в России», «Спорт в Англии», «Великие спортсмены современности». Презентации «Символ милосердия англичан – принцесса Диана», «Шотландия», «Фестивали», «Музыка», «Праздники», «Путешествие по Лондону», «Экскурсия по Царскому селу» используются во внеклассной работе. Чем привлекают детские презентации? Они сочетают в себе не только компьютерные технологии, но и исследовательские, интегрированные, игровые, театральные методики. Со своими проектами ученики выступают на научно-практических конференциях, на конкурсах гидов переводчиков, на публичных чтениях, слушателями которых являются родители, учителя и ученики школы.
Почти весь учебный год школа и мой класс активно осваиваем dnevnik.ru. Учащиеся моего класса создали группу «За страницами учебника английского языка», участники которой с увлечением занимаются поиском дополнительного материала по темам, используя ресурс Wikipedia, школьной библиотеки, других интернет-ресурсов, развивая таким образом письменную речь, умение аргументировать свою точку зрения, чтение, умение оценивать важность информации. В ближайшей перспективе – создание личных блогов учащихся.
В процессе обучения английскому языку разных возрастных групп мною систематически применяются игровые формы, которые помогают усваивать не только грамматический, но и лексический материал. Для учащихся начальной школы используются языковые, тематические, ролевые игры, для учащихся старшей школы – деловые. Игры относятся к времясберегающим технологиям, стимулируют активность учащихся, позволяют в короткий срок достигать высоких результатов.
Игры с использованием драматизации пользуются у учащихся особой популярностью. Театр и театральные методики в изучении английского языка помогают в освоении коммуникативной культуры: помимо языковых форм, дети учатся постигать внешнее и внутреннее содержание образа, развивают способность к пониманию и уважению, приобретают опыт активной социализации. Более того, театральная игра, лежащая в основе театрального действия, является привлекательным для учащихся видом деятельности и может быть использована в упражнениях по формированию навыков говорения на английском языке, способствовать развитию всех видов памяти.
Поскольку дети, которых я обучаю, обладают широким спектром интересов, они заинтересованы в том, чтобы продемонстрировать свои знания и увлечения на английском языке. Хорошей формой для реализации являются интегрированные уроки. Например, урок по английскому языку и истории на тему «Образование в Греции и в Англии». Так как наша школа является ресурсным центром по этико-правовому и гражданскому образованию, правовая тематика и на уроках английского языка стала одной из составных частей общей концепции правового воспитания учащихся школы. На интегрированных уроках по английскому языку и обществознанию «Брак и семья», «Мы все рождены свободными и равными» и т.д. учащиеся высказывают свое мнение на английском языке по темам, основываясь на знаниях, полученных на уроках обществознания. Интегрированный урок по ИЗО, литературе и английскому языку «Сказки Г.Х. Андерсена» способствовал участию детей в международной художественной выставке посвященной творчеству Г.Х. Андерсена.
Применение компонентов всех современных технологий и грамматический синтез классических и инновационных технологий привели к успешному овладению учащимися английскому языку. Это подтверждается высоким средним баллом при сдаче единого государственного экзамена, в успешном участии учащихся в районных, городских, всероссийских олимпиадах, международной игре «British Bulldog», участием в международных проектах.
Увлеченность моих учеников, разнообразие их интересов имеет практический выход в сфере знаний. Сегодня для выпускников школ хорошее знание английского языка весьма актуально. Большая группа выпускников в качестве будущей профессии выбирают факультет менеджмента, туризма, журналистики в престижных ВУЗах Санкт-Петербурга. Но самое главное – в каком бы ВУЗе мои учащиеся не обучались, их увлеченность, знания, полученные не уроках английского языка и многообразных внеклассных мероприятиях – прочная основа и стимул для самореализации и дальнейшего совершенствования во всех сферах, в том числе и изучения английского языка.